22-я Казахстанская Международная выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение»

Интервью 2013

Журнал "ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ РЫНОК", №2 (50) 2013
ИНТЕРВЬЮ ГУЛЬЗАНЫ АХМЕТОВОЙ, МЕНЕДЖЕРА ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ ITECA

Добро пожаловать в Казахстан!


Сегодня выставки приобретают совершенно особый статус, обусловленный нынешней экономической ситуацией. Они дают четкое представление о ключевых игроках и реалиях рынка, его потенциале и занятости ниш. Выставки ближайшего зарубежья - стран постсоветсвого пространства - уже не новое для российских экспонентов явление, однако, в последнее время можно проследить явно возросший к ним интерес .
Об этом мы побеседовали с Гульзана Ахметова, менеджер проектов по энергетике компании Iteca, которая рассказала об особенностях казахстанских выставочных проектов.

 

Gulzana-Akhmetova
- Гульзана, прежде чем начать разговор, предлагаю познакомить читателей «ЭР» с электротехническими и энергетическими выставками Центральной Азии, которые курирует казахстанская выставочная компания Iteca.

Каждую осенью в Алматы мы проводим выставку «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение» - Power Kazakhstan. За 12 лет проект Power Kazakhstan стал крупнейшим событием электротехнической тематики в Центральной Азии. Три года назад к экспозиции выставки Power Kazakhstan были добавлены новые проекты по схожим темам: «Освещение, светотехника и Светодиодные технологии» - Lighting Kazakhstan и «ВИЭ, Энергосбережение, Энергоэффективность и Ресурсосбережение» - ReEnergy Kazakhstan. Также, уже четыре года как мы организуем выставки в Астане - «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение» - Power Astana и «Атомная энергетика и промышленность» - Kazatomexpo.

- Астана - официальная столица Казахстана, переживающая беспрецедентный в СНГ экономический рост. Алматы – бывшая столица, но по-прежнему крупнейший по многим показателям город страны. Вы проводите выставки в обоих городах. Оправдывает ли себя такая практика при тематической схожести мероприятий?

С тех пор, как Астана стала столицей все министерства и ведомства, а также офисы крупных компаний обосновались в новой столице. Принимая во внимание, что энергетика – это в основном все же стратегические проекты, которые регулируются Правительством, было принято решение организовать выставку по электротехнической тематике и в новой столице. В настоящее время выставка Power Astana - региональный проект и, предназначен в первую очередь для специалистов северных и западных регионов Казахстана. Ежегодно после Алматинской и Астанинской выставок мы проводим анализ посетителей - около 75% специалистов отличаются. Т.е. можно сказать, что выставки в Алматы и Астане посещают представители различных предприятий.

- Что на сегодняшний день вы можете сказать о российском секторе участников проектов Iteca? Какую основную цель преследуют компании из России, участвующие в них?

Российским предприятиям есть, что предложить нашим специалистам. Компании из России традиционно занимают второе место по количеству на выставках Power Kazakhstan и Power Astana после казахстанских предприятий. Могу назвать многих российских участников, которые изначально приезжали на выставки в поисках дистрибьютеров, а на следующий год, эти же компании организовывали совместные стенды со своими новыми казахстанскими партнерами. С введением в действие Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси, были упрощены процедуры выхода на новые рынки сбыта – это, конечно же, открывает новые перспективы сотрудничества для предприятий Казахстана, России и Беларуси. Сегодня российские производители также могут быть заинтересованы в создании производств в Казахстане, т.к. у нас ресурсы дешевле, ниже налоговые ставки и оплата труда.

- Предлагаю подробнее обсудить проект Power Kazakhstan, чтобы на его примере дать потенциальным российским участникам более широкое представление об этом отраслевом мероприятии.

Проект Power Kazakhstan прочно занял ведущее место среди мероприятий электротехнической тематики, проходящих в Центральной Азии, став традиционным местом встреч и деловых контактов промышленников и энергетиков. Секторы выставки охватывают оборудование, технологии и услуги как для промышленных предприятий, так и прямых потребителей. Основные посетители выставки - руководители предприятий ТЭК и инженерно-технических служб; главные инженеры и энергетики жилищно-коммунальных хозяйств и промышленных предприятий различных отраслей; представители проектных, строительных, монтажных организаций; специалисты транспортных, сервисных и торговых предприятий; архитекторы, дизайнеры и светотехники. Очень важно, что выставка Power Kazakhstan проходит при поддержке и участии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан; Казахстанской Компаний по Управлению Электрическими Сетями АО «KEGOC»; Акимата (Администрация) г. Алматы; Казахстанской Электроэнергетической Ассоциации – КЭА; АО «Самрук-Энерго»; Союза инженеров-энергетиков; Союза Инжиниринговых компаний и АО «Казахский НИИ Энергетики имени академика Ш.Ч. Чокина».

- В выставке 2012 года приняли участие более 160 компаний из Казахстана, Беларуси, России, Украины, Польши, Ирана, Австрии, Гонконга, Германии и Сербии. Национальные стенды представили три страны - Чехия, Словакия и Китай. Увеличится ли в этом году масштаб и посещаемость мероприятия?

Выставки отражают состояние локального рынка. Казахстанский энергетический сектор в настоящее время в состоянии активного развития: наблюдается стабильный рост потребления энергии, в связи с чем, модернизуются существующие и вводятся новые генерирующие мощности. Соответственно, есть спрос и в оборудовании, технологиях и услугах для энергетического сектора.

Уже сегодня можно сказать, что количество участников в этом году превысит цифры 2012 года. Немецкий национальный стенд, организованный Министерством экономики и технологий Германии и Ассоциацией немецкой выставочной промышленности (AUMA), подтвердил свое участие. Министерство промышленности и торговли Чешской Республики внесло событие Power Kazakhstan 2013 в список финансируемых выставок за счет государственных субсидий для чешских компаний. Есть также подтверждение об участии Китайской национальной группы в выставке 2013 года.

Если говорить о масштабах, то ежегодно происходит рост как по количеству участвующих компаний, так и по представленным странам. Около 60% участников составляют компании, которые ежегодно представляют свою продукции и услуги. 40% - совершенно новые компании, которые нацелены на поиск дистрибьюторов, новых рынков сбыта, и создание совместных предприятий с казахстанским участием.

- Гульзана, для небольших компаний немаловажен вопрос стоимости участия. Будут ли гибкими ставки для тех, кто представляет малый или средний бизнес?

Существует ряд способов, как можно уменьшить расходы, связанные с участием в выставке. У нас есть понятие «rebooking» т.е. вы можете заключить контракт на следующий год непосредственно на выставке этого года – это будет гарантией хорошего расположения стенда и предоставления скидки от 10% до 20% на выставочную площадь. Также в зависимости от площади, мы предлагаем дополнительные опции как «бонус» - размещение рекламы или логотипа в каталоге, распространение рекламной информации или проведение семинара. Наши сотрудники стараются учесть особенности каждой компании и где-то пойти навстречу – порекомендовать более бюджетный вариант участия, предложить способ оптимизации расходов.

- Безусловно, выставку будет сопровождать насыщенная деловая программа. На какие из её мероприятий вы, прежде всего, хотели бы обратить внимание специалистов, планирующих свой визит на Power Kazakhstan?

Совместно с выставкой Power Kazakhstan мы организуем Форум энергетиков, который проходит в формате сессионных заседаний. Ежегодно в Форуме принимают участие более 150 казахстанских и зарубежных специалистов энергетической отрасли: представители государственных структур и ведомств; руководство региональных электросетевых, генерирующих компаний и энергоснабжающих организаций; представители системного оператора и оператора централизованных торгов; руководство основных отраслевых научно-исследовательских и проектных институтов и ассоциаций; энергетики крупных промышленных предприятий-потребителей и другие специалисты отрасли.

В ходе работы Форума обсуждаются вопросы перспектив развития электро и теплоэнергетики Казахстана, энергосбережения и энергоэффективности, реализации проектов в области энергетики в рамках Государственной Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы»; развития и поддержки альтернативных источников энергии, повышения казахстанского содержания в производстве для энергетического сектора.

- Светотехника – один из популярнейших сегментов современного электротехнического рынка. Компания Iteca предлагает экспонентам уже в третий раз отдельный выставочный проект Lighting Kazakhstan. Подтверждает ли он свою жизнеспособность?

Ежегодный рост участников, предоставляющих светотехническое оборудование и технологии, позволил нам организовать специализированный проект по данной тематике – выставку Lighting Kazakhstan. После первого проекта, мы сделали опрос участников, и они отметили, что изначально не ожидали и, в какой-то мере, даже не были готовы к такому количеству профессиональных посетителей.

В настоящее время, казахстанский светотехнический рынок переживает период активного роста, что, прежде всего, обусловлено следующими факторами - практическое отсутствие конкурентной среды в производстве и поставке светотехнической продукции; отсутствие отечественных производителей; наличие на рынке импортируемой светотехнической продукции низкого качества, ограниченный ассортимент и значительно завышенная стоимость; существенное отставание от развитых стран в области внедрения и использования светодиодной продукции и энергосберегающих технологий.

Также, тема энергосбережения получила активную поддержку со стороны государства - реализация областными и городскими Акиматами (администрациями) программ по внедрению энергосберегающего оборудования; одобрение Правительством комплексного плана в сфере энергосбережения, который позволит сэкономить до 200 миллиардов тенге в год; принятие в 2012 году Закона «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности».

- Гульзана, приходится ли вам сталкиваться с организационными трудностями? Насколько сейчас трудно привлекать посетителей на подобные выставки?

Сегодня нет реальной альтернативы выставкам. За короткое время, посетители имеют возможность на одной площадке ознакомиться с самым разным оборудованием и услугами, сравнить представленную продукцию, получить консультацию специалиста в режиме живого общения, наладить деловые контакты и заключить контракты.

Компания «Iteca» – самый крупный организатор выставок в Центральной Азии. Офисы «Iteca» размещены в Алматы, Астане, Атырау и Актау. Имея хорошо подготовленный штат и обширную базу, мы проводим работу по привлечению именно целевых посетителей на выставки. В 2009 году мы внедрили в нашей компании предварительную on-line регистрацию посетителей, что позволяет в режиме реального времени отслеживать количество и качество специалистов, а также постоянно обновлять базу. Согласно данным нашего отдела по работе с посетителями, ежегодно происходит рост количества посетителей на наших выставках.

- Зачастую, в отношениях организаторов и экспонентов основная ошибка последних заключается в том, что они не в полной мере используют свои возможности. Какие рекомендации вы могли бы дать компаниям-участницам по выставочной деятельности?

На мой взгляд, наличие в компании хорошо подготовленного маркетолога или рекламщика – большая часть успеха. Можно выделить три этапа участия: подготовительный, работа непосредственно на выставке, анализ и работа после выставки.

Прежде всего, важен правильный выбор выставки - проведите анализ участников и посетителей, участие национальных стендов, отзывы об организаторе, наличие информации о событии в СМИ. Также необходимо провести значительную работу в информировании потенциальных покупателей – направьте информацию о вашем предстоящем участии в событии - даты, место, номер стенда. Информируйте потенциальных покупателей о том, какую продукцию и услуги вы представите на выставке, организуйте ознакомительный семинар.

Непосредственно на выставке максимально представьте вашу продукцию – информационные буклеты, диски, образцы, примеры выполненных объектов. Очень важно, чтобы на стенде присутствовал технический специалист компании, который компетентно сможет дать ответы на все вопросы специалистов, посетивших ваш стенд.

И конечно, важно после выставки обработать всю информацию касательно посетителей – быть с ними «на связи», узнать мнение о вашей продукции и услугах, информировать о новых продуктах и условиях покупки

. - Есть ли у казахстанских выставок своя «изюминка»?

Думаю, это хорошо организация. Компания «Iteca» работает по общепринятым международным стандартам. Наши участники отмечают высокий уровень подготовки сотрудников и отличную организацию проводимых нами мероприятий. Мы тщательно отслеживаем новые технологии в выставочном бизнесе и внедряем их в нашей компании. Оперативно реагируем на состояние и изменения казахстанского рынка и, соответственно, вносим необходимые коррективы в организуемые нами события.

Беседовала Полина Иванова

ТОО «Iteca» является партнером международной выставочной компании ITE Group Plc. (Великобритания) в Казахстане и странах Центральной Азии.

Казахстанская компания «Iteca» зарекомендовала себя как ведущий организатор выставок и конференций в центрально-азиатском регионе. Компания ежегодно проводит порядка 35 экспо-событий в Астане, Алматы, Атырау, Актау, Караганде. Тематически мероприятия Iteca охватывают 22 различных секторов экономики.

Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI) присвоила знак «UFI Approved Event» одиннадцати выставкам «Iteca», среди которых и «Power Kazakhstan» (Энергетика, электротехника и энергетическое машиностроение). Знак «UFI Approved Event» свидетельствует о высоком организационном уровне событий, их влиянии на развитие бизнеса и формирование отрасли, а также подтверждает достоверность статистики.

Скачать интервью| 261КБ pdf