22-я Казахстанская Международная выставка «Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение»

Экибастузская ГРЭС-2 заработает дважды на сжигании

На станции реализован инвестиционный проект производства золошлаков. Экибастузская ГРЭС-2 , 50% долями акций которой владеют ОАО «Интер РАО ЕЭС» и АО «Самрук-Энерго», вложило 2 млрд 238 млн тенге в разработку экологического проекта. Речь идет о производстве золы-уноса – масштабных отходов компании, которые при определенных технологиях можно применять в строительстве.

BDvatMlm«Зола, образуемая в результате сжигания угля, улавливается электрическими фильтрами с дымовых газов. Для ее утилизации используется система золоотвала, куда зола попадает через трубопровод. Если проще, то мы скидывали золу в озеро на открытую поверхность. Для транспортировки ее до накопителя используется вода. В год при номинальной нагрузке двух энергоблоков отгружается до миллиона тонн золы, для ее транспортировки используется около шести миллионов кубометров воды. После того как проект заработает на полную мощность, потребность в использовании этих кубометров отпадет», – рассказал начальник управления планирования ремонтов и капитального строительства станции Арстанбек Абейльдинов.

Утилизация золы требует постоянной реконструкции и расширения площадей, используемых под золоотвалы, и, таким образом, ведет к повышению операционных издержек станции и неэффективному использованию территорий. В прошлом году, по данным департамента экологии, станция затратила 63 млн тенге на пылеподавление зольных пляжей на площади 32 гектара, 30 млн тенге – на замену и ремонт изношенных участков водоводов подачи воды из канала имени Сатпаева на электростанцию и 45 млн тенге – на ремонт внутренней системы гидрозолошлакоудаления. По информации начальника управления планирования ремонтов и капитального строительства станции:

«Экологический проект реализован за счет собственных средств. Его разработкой занималась павлодарская компания «ТОО «КазСтройПроект-ПВ». В производстве используется немецкое оборудование фирмы «Мюллер».

Реализацией продукта, в данном случае золы-уноса, сегодня и занимаются специалисты станции.

«Сейчас ведутся опытные отгрузки золы. Мировой опыт показывает, что ее используется много на производстве. Например, китайские станции ориентированы на безотходное производство, у них зола в расход не уходит, все задействовано в дело. Наши предложения направлены на цементные заводы Семея, Капчагая. Интерес проявляют многие, но, чтобы поставить это на промышленную отгрузку, необходимо время. На нас вышла украинская компания «ООО «Юмджи ресурс», крупнейший в Украине оператор по реализации золошлаковых материалов », – говорит Арстанбек Абейльдинов.

В месяц при номинальной нагрузке станции проект рассчитан производить 196560 тонн золы. Как рассказала ведущий инженер по охране труда станции Татьяна Кондратенко:

«На сегодня мы имеем договор на отгрузку 50 тысяч тонн. Даже такой объем даст снижение оплаты за эмиссию на три миллиона тенге. По году плата за эмиссию в окружающую среду составляет до 800 млн тенге. Сейчас золу у нас покупает дорожная компания, которая использует ее при укладке дороги, добавляет в бетон. Говорят эффект очень хороший, на прочность покрытия влияет».

Судя по предложениям, выставленным в Интернете, о реализации золы-уноса, спрос на продукт большой, это целая индустрия. Теперь Павлодарский регион в нее входит. К слову, в европейских странах и Японии доля полезного использования золы (в основном в строительстве) достигает 90-95%. С применением золы-уноса построены такие объекты, как самый большой небоскреб в мире «Бурдж-Халифа» в ОАЭ, один из самых длинных мостов в мире – Большой Бельт в Дании, тоннель под Ла-Маншем, а также ряд крупных плотин, градирен электростанций, аэродромов и прочих ответственных инженерных сооружений и промышленных зданий.


Источник